Экономист Рассул Рысмамбетов сравнил бюджеты стран Центральной Азии и модели их развития
Экономист Рассул Рысмамбетов проанализировал бюджеты стран Центральной Азии и отметил, что к декабрю, когда бюджеты уже утверждены, можно делать предварительные выводы о направлениях развития государств региона.
По его словам, Центральная Азия сегодня демонстрирует четыре разные бюджетные модели будущего. Данные по Туркменистану пока отсутствуют.
Казахстан, согласно проекту бюджета на 2026 год, демонстрирует сбалансированную модель фискального управления. Общие расходы составляют 27,3 трлн тенге, или 14,8% ВВП. Из них 39% направлены на социальные цели. В структуре бюджета 25% приходится на социальную поддержку, 10% — на здравоохранение, 15% — на образование и культуру. По оценке экономиста, бюджет отражает технократический подход государства и ориентирован на развитие человеческого капитала.
Узбекистан, как отметил Рысмамбетов, следует пути социальной трансформации. Около 55% бюджета страны, который составляет 220 трлн сум, направляется на образование и здравоохранение. Общие расходы достигают 19% ВВП. Это самая социально ориентированная бюджетная структура в регионе. Экономист указывает, что высокая фискальная нагрузка сопровождается реформированием управления и внедрением цифровых решений.
Кыргызстан, по его словам, сохраняет предпринимательскую модель. Около 36% расходов направлено на экономическое развитие, при этом доля социальных расходов составляет 28,8%. Бюджет страны сравнительно небольшой, но отличается гибкостью и ориентирован на рост за счет инвестиций и международной поддержки.
Таджикистан, напротив, делает ставку на энергетику и инфраструктуру — на эти направления приходится 22% бюджета. При этом почти половина расходов (47%) сохраняется за социальными статьями. Экономист охарактеризовал эту модель как курс на выживание и долгосрочную автономию, где энергетика становится ключевым сектором экономики.
В целом, по мнению Рысмамбетова, страны Центральной Азии движутся в сторону социально ориентированной экономики, но с разными национальными приоритетами: Казахстан делает ставку на системность и прозрачность, Узбекистан — на реформы, Кыргызстан — на динамику, а Таджикистан — на ресурсную концентрацию.